Понедельник, 25.11.2024, 19:28
Приветствую Вас, Гость

Правила культурного поведения (для дошкольников)

Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье. Придя в социально-реабилитационный центр, ребенок поступает в мир, в котором соблюдения поведенческих правил необходимо для нормального и приятного существования всего детского коллектива. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

Этикетное поведение формируют постоянно, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы. Для обучения правилам поведения и воспитания положительных личностных качеств необходимы следующие условия: позитивный настрой, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей; пример взрослых, создания для развития личности ребенка творческой, доброжелательной дружеской обстановки, связь с семьей, обучение правильному поведению способствует речевому развитию.

Основные способы педагогического воздействия на детей: приучение – детям дается образец поведения; упражнения на многократное повторение того или иного действия; словесные методы – рассказы, эмоциональное восприятие, разъяснения, беседы; наглядные иллюстрации; учить управлять своим поведением, оценивать поступки, приучать к гигиене (тела, одежды), учить правилам общения и поведения (за столом, в автобусе, в обществе) и т.д.

Рекомендации к занятиям: В основе занятий по основам этикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включать беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещение театра, музей, кафе, библиотека, которые необходимы для усвоения норм поведения, принятых в обществе людей. Практические упражнения, применяемые в процессе занятий, помогают технически отработать поведенческие навыки, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент.

Игры в процессе занятий дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе. Чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в играх и упражнениях, необходимо проводить занятия с небольшой группой (5-7 человек). Игра — средство формирования у дошкольника современного этикета. Игра — одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своим поведением. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее обежит, кто дальше бросит мячик. Однако, встречаются ситуации, когда один бежит и падает, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но останавливается и спешит на помощь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения этого малыша. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.

Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора обращают внимание на правила семейного этикета. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело — помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагивают правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются привила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь.

Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории народа и народностей России. Он также осознает, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях.

Сюжетно-ролевые игры: например игра в профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п. Дидактические игры: например, подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встреч и гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке. Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида игра «Настольный телефон», в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения. Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир.

Роль воспитателя в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом — будет играть в ней ведущую роль, в третьем — принесет необходимый для нее материалу четвертом — станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети -соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самодеятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правильному поведению.

Некоторые темя для занятий:

1. Что такое этикет. Изучение данной темы лучше проводить в процессе специального занятия, на котором дети знакомятся с героями Страны Вежливости -Феей Вежливости и ее помощниками — гномами, а также с Незнайкой-Зазнайкой, которому предстоит учиться этикету. На данном занятии детям даются знания о том, что такое этикет и почему знание этикетных правил так необходимо в жизни людей.

 

2. Как вести себя на улице. Знание по данной теме могут преподнесены как на специальных занятиях, так и в нерегламентированных видах деятельности: беседах, дидактических играх, во время прогулок, экскурсий, развлечениях. Дети во время данных видов деятельности узнают о том, что на улице нельзя громко кричать, что нужно быть очень внимательными, вежливыми с прохожими и т.д. Можно представить детям персонаж — Светофор Светофорыч, который знакомит детей с элементарными правилами дорожного движения.

3. За столом. Тема преподносится детям в процессе бесед, приема пищи, сюжетно-ролевых игр типа «Семья», «Столовая» изучаются правила поведения за столом: мыть руки перед едой, сидеть прямо, не класть локти на стол, разговаривать в полголоса, правильно пользоваться столовыми приборами, по окончании еды использовать салфетку. Во время дидактических игр «Что нужно?», «Назови правильно», «Когда это бывает?» закрепляются названия блюд, кухонных принадлежностей, столовых приборов. Кроме того закрепляется знание соответствующих случаю форм речевой вежливости: «Приятного аппетита!», «Спасибо!».

4. Быть опрятным и аккуратным - очень приятно. Данная тема изучается в процессе ежедневных бесед, рассматривания иллюстраций, выполнения гигиенических процедур, напоминаний, личного примера взрослых.

5. Мы — ребята дружные, добрые, послушные. Закрепляются все правила культурного поведения, которые дети изучали. Хорошо вместе с детьми составить «Памятку правил культурного поведения». Итогом изучения правил культурного поведения могут стать: занятие — беседа, развлечение, театрализованное представление, кукольный спектакль и другие формы работы.

6. Правила поведения в общественных местах. Знания по правилам поведения в общественных местах даются детям на специальных занятиях, во время проведения дидактических и сюжетно-ролевых игр. Закрепление полученных знаний происходит во время экскурсий, прогулок. Изучение данной темы можно разделить на несколько блоков: -Поведение в детском саду; -Поведение на улице; -Поведение в общественном транспорте; -Поведение в театре (музее, магазине, кафе).

7. Каждой вещи - свое место. Сведения детям даются во время бесед, закрепляются в трудовой и игровой деятельности.  



Режим дня в детском саду в осенне-зимний период на 2014-2015 учебный год  

Возрастные группы 1,6-2 лет Вторая гр. детей ран. возраста 2-3 года Первая младшая гр. 3-4 года Вторая младшая гр. 4-5 лет Средняя гр. 5-6 лет Старшая гр. 6-7 лет Подготовит. к школе гр.

Режим

1 2 3 9 10 4 5 7 8 12 6 11
Прием детей,игры, самостоятельная деятельность детей 7:00-8:00 7:00-7:50 7:00-8:00 7:00-8:10 7:00-8:20
Утренняя гимнастика 8:00-8:10 8:00-8:10 7:50-8:00 8:00 – 8:10 8:10 – 8:20 8:20 – 8:30
Подготовка к завтраку, завтрак 8:10-8:40 8:10-8:40 8:00-8:35 8:10-8:40 8:20-8:45 8:30-8:50
Игры, подготовка к НОД 8:40-9:00 8:40-9:00 8:35-9:00 8:40-9:00 8:45-9:00 8:50-9:00

Непосредственно-образовательная деятельность, индивидуальная работа с детьми

9:00-9:30

(по подгруппам)

9:00-9:45

(по подгруппам)

9:00-10:00 9:00-10.30 9:00-10:55 9.00-11:05

2 завтрак

9:30-9:40 9:45-9:55 10:00-10:10 10:10-10:20 10:15-10:25 10.20:10:30
Игры, подготовка  к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, самостоятельная деятельность детей) 9:40-11:10 9:55-11.30 10:10-11:50 10:30-12:00 10.55-12.25 11:05-12.35
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность детей, подготовка к обеду 11:10:11.30 11:30:11:50 11.50:12.10 12:00-12:15 12:25-12:35 12:35-12:45
Обед 11.30:12:00 11:50-12:30 12:10-12:40 12:15-12:50 12:35-13:00 12:45-13:00
Подготовка  ко сну, дневной сон 12.00:15.00 12:30-15:00 12:40-15:00 12:50-15:00 13:00-15:00

Гигиенические, закаливающие процедуры

15:00-15:10 15:00-15:10 15:00-15:10 15:00-15:10 15:00-15:10

Полдник

15:10-15:20

Игры, труд, непосредственно - образовательная деятельность, совместная и самостоятельная деятельность

15:20:16.10 15:20-16:10 15:20-16:15 15:20-16:15 15:20-16:20 15:20-16:30
Подготовка к ужину, ужин 16.10:16.30 16:10-16:30 16:15-16:35 16:15-16:35 16:20-16:40

16:30-16:45

Игры, совместная и самостоятельная деятельность 16.30:17.00 16.30:17.00 16.35:17.00 16.35:17.00 16.40:17.00

16.45:17.00

Прогулка (игры, наблюдения, труд, индивидуальная работа по физическому развитию), уход домой 17:00 - 19:00 17:00 - 19:00 17:00 - 19:00 17:00 - 19:00 17:00 19:00